Железные итоги 2007

hard totalsОчередной год подходит к концу и по многолетней традиции Internet News подводит итоги, в разных облостях сферы ИКТ. В Техномире мы подводим «железные» итоги года, т.е события и новинки увидевшие свет. Нужно сказать, что бурное развитие в информационно-технологической сфере нашей страны в этом году продолжилось, и в частности, если говорить о компьютерах, то можно наблюдать улучшения как в области внедрения, так и сокращения технологического отставания от развитых стран. За последний год, например, в частном секторе наметилась тенденция покупки компьютеров более высоких ценовых групп. Налицо улучшения в сфере компьтеризации в регионах страны. Но главное, что основные тенденции мирового компьютерного рынка теперь довольно быстро приходят и к нам. Конечно, все еще есть нерешенные проблемы, которые сказываются на конечных пользователях, но, хочется надеяться, что и они, будут решаться.
Стоимость доставки и таможенные сборы все еще сдерживают резкие снижения цен и появление на рынке самого последнего оборудования. Несмотря на все усилия, национальные бренды пока испытывают проблемы с непопулярностью и, главное, с уровнем недоверия со стороны конечных пользователей. По прежнему, слишком высока компьютерная неграмотность широких слоев населения и нет четких механизмов борьбы с этим явлением.
Но вернемся к глобальным итогам компьютерного рынка, на котором было много интересного.

Процессорные войны.

Уходящий год можно назвать годом прежде всего ценовых войн между крупнейшими производителями полупроводниковой продукции. Два основных игрока на процессорном рынке – корпорации Intel и AMD в течении года неоднократно и приятно удивляли покупателей своими маркетинговыми решениями. Цены снижались такими темпами, что уже начинало казаться, что в обозримом будущем процессоры станут раздаваться бесплатно. Подчас снижения цен лишали компании прибыльности в угоду удержания рынка.
Но и в технологической сфере процессорные гиганты могли кое-что показать. Так, например, Intel наконец начал переход на новый технопроцесс – 45-нм, представив готовые продукты созданные с его применением. Первый 45-нм чип с кодовым названием Yorkfield открыл эпоху процессоров с применением нового материала. С 1960-х годов все транзисторы в процессорах, изготавливались только из кремния и диоксида кремния. С выходом же процессоров Penryn и Yorkfield, а также переходом на 45-нм технологию Intel стала первым производителем, который добавил в процесс изготовления другое вещество – диэлектрик High-K. Кроме того, бывший слой кремния в затворе над диэлектриком теперь стал металлическим. Пока новые процессоры это скорее технологические флагманы (доступен в продаже лишь четырехядерный Core 2 Extreme QX9650), а массово они станут доступны в следующем году в виде двухядерных Penryn и четырехядерных Yorkfield.
AMD в свою очередь в минувшем году представила свою новую процессорную архитектуру, заменившую господствующую последние четыре года на рынке К8, отчасти именно, благодаря которой, компании удалось потеснить безоговорочного лидера рынка Intel. Новая архитектура нашла свое применения в серверных процессорах Barcelona а в конце года и в настольных чипах семейства Stars. Ко всем преимуществам новой архитектуры стоит добавить, что это фактически первая настоящая четырехядерная архитектура – в отличии от Intel, у которой четыре ядра это упаковка из двух двухядерных кристаллов, AMD смогла установить четыре ядра в один кристалл. При том сделала она это на не самом последнем технопроцессе – 65-нм.
Кстати, новинки AMD для настольного рынка уже сейчас доступны в продаже по весьма конкурентноспособным ценам. Особенно пользователей должно привлечь, что опять же в отличии от Intel, для модернизации компьютера на базе AMD достаточно заменить процессор – новое семейство AMD Phenom работает как с новым сокетом AM2+, так и с уже привычным AM2. А при замене материнской платы на Socket AM2+ пользователи получат платформу готовую и к будущим 45-нм процессорам, которые планируются в 2008-2009 году.

Платформы 2007

Говоря о процессорах минувшего года нельзя не коснуться темы платформ, ведь в 2007 оба процессорных гиганта представлили в этой сфере обновления. Intel обновила линейку своих чипсетов, теперь это 3x (под кодовым названием Bearlake). В нее вошли G33, G35, P35 и X38. Также изменения коснулись и графических ядер – новые GMA X3100 и X3500, теперь совместимы с DirectX 10. В новых чипах появилась поддержка шины FSB1333 и памяти нового типа – DDR3-1333.
AMD же представила полностью свою платформу (процессоры, системная логика, видеокарты) впервые. Spider – так называется союз новых процессоров AMD Phenom, новых чипов 7-ой серии (790FX, 790X и 770) и новых видеокарт на чипах линейки HD3800. Покупка в 2006 году компании Ati дала такую возможность – ведь видеокарты и наборы системной логики – детище поглощенной канадской компании. Если чипсеты уже полностью сменили имя (стали просто AMD), то видеокарты все еще несут на своем борту бренды ATI и Radeon.

Год iPhone

В условиях когда мобильные телефоны стали обыденностью чрезвычайно удивительно, что появление какого-то опрeделенного телефона могло наделать столько шума. Речь идет о первом и пока единственном сотовом телефоне компании Apple – iPhone.
На рынке миллионы мобильных телефонов, десятки компаний соревнуются годами за продажи, объединяются и разоряются, а тут компания, специализирующаяся на производстве компьютеров и портативных плееров заявляет о своем первом телефоне и весь мир говорит об этом. И не просто говорит, об этом событии гудит интернет, пишут газеты и журналы, сообщают по телевизору, на бирже паника, рейтинги и продажи традиционных производителей мобильных телефонов падают.
Анонсированный в январе iPhone вышел летом в США и действительно встряхнул мир сотовой телефонии. Масса революционных инноваций внедренных в этот телефон, плюс традиционный для Apple «душевный» дизайн и конечно, рекламные компании в купе с народной молвой сделали очень неплохие продажи. Ему простили недостатки, которых как выяснилось очень немало, а слово “iphone” можно по праву назвать одним из самых популярных слов в интернете в 2007 году.

Графические войны и год DirectX 10.

Если в процессорном сегменте больше запомнились многочисленные снижения цен, то в графическом очень интересная тенденция – снижение общей стоимости производительности. Т.е топовые продукты стоящие баснословных денег встали по удар средних по цене, но не производительности решений, поставив под вопрос существование первых. Основные игроки на рынке графических чипов – nVidia и AMD Ati показали много интересных решений. Так, например, AMD умудрилась за год показать сразу два поколения видеокарт – в начале года Radeon HD 2000, и в конце – HD3800. nVidia представила новые графические процессоры G92 и множество продуктов в разных ценовых группах. Но интересно то, что цены на очень производительные карты стали значительно ниже, чем раньше. Так, например, недавно анонсированная GeForce 8800 GT близка по производительности к старшей GeForce 8800 GTS, при вдвое меньшей цене. Та же картина и с AMD – HD3870 стоит как среднеклассная карта, а по производительности приближается к флагману прошлого семейства – HD 2900 XT.
Что касается DirectX 10, то, в принципе, первые ускорители с поддержкой этого API появились еще в 2006 годe (топовые продукты NVIDIA – GeForce 8800 GTX) до появления операционной системы Windows Vista, которая единственная этот DirectX 10 поддерживает. Но годом DX 10 можно смело назвать 2007-ой. Ведь именно в уходящем году карты с поддержкой нового API вошли во все сегменты (от интегрированной графики и мобильных решений, до топовых карт обоих компаний), появились первые DirectX 10 игры ну и конечно операционная система Vista. Более того в этом году анонсировав линейку видеокарт HD3800, AMD объявила об аппаратной поддержке ими следующей версии DirectX 10.1. Новый API обещают включить в первый пакет обновлений (SP1) Windows Vista в начале будущего года. Тогда же появится поддержка его на уровне драйверов видеокарт.

Рекорды жестких дисков, появления гибридов и SSD.

Минувший год отметился историческим событием – производители жестких магнитных дисков преодолели отметку в 1 Терабайт (1024 Гб) на одном диске. Отрасли потребовалось 35 лет для того, чтобы в 1991 году выпустить винчестер объемом в один гигабайт, еще 14 лет, чтобы достичь отметки в 500 гигабайт и всего два года – для выпуска терабайтных устройств. Первый жесткий диск был создан в 1956 году компанией IBM. В 2008 году компания Hitachi Data Storage обещает представить 1,5 Тб жесткий диск.
Накопители для мобильных компьютеров тоже подросли. В минувшем году они достигли отметки в 320 Гб и по утверждению производителей это не предел.
Но это все дела магнитные, а минувший год отметился масштабным внедрением твердотельной памяти (Solid State Memory) в дисковые накопители. Появились гибридные диски (традиционный магнитный диск плюс флэш-память), целиком твердотельные и появились технологии позволяющие использовать флэш-память в качестве ускорения компьютеров. Так например Intel представила аппаратно-программную технологию TurboMemory – внедрение дополнительной флэш-памяти на материнскую плату (как правило мобильных компьютеров) для ускорения работы системы. Microsoft в системе Windows Vista реализовал технологию Ready boost – возможность кеширования на флеш-накопитель (даже внешний).
Говоря о SSD (Solid State Disk) – твердотельных накопителях на основе флеш-памяти, то диски традиционных формфакторов (например 2,5 дюйма – распространенный в ноутбуках) уже достигают весьма впечатляющих объемов (64-128 Гб). Даже не смотря на постоянные снижения стоимости флэш-памяти пока такие решения остаются довольно дорогими и уступают традиционным магнитным накопителям, но и приимущества флэш-памяти налицо – она быстрее, надежнее, выделяет меньше тепла, требует меньше энергии, а значит позводляет тем же ноутбукам увеличивать время автономной работы.
Внешняя флеш-память также дешевеет и ставит рекорды по объемам и скорости работы. Это очень хорошо влияет на рынок, но по мнению аналитиков время пращаться с магнитными и оптическими носителями пока не пришло. Так ранее отмерянный НЖМД (Накопители на жестких магнитных дисках) срок жизни до 2010 года теперь отодвинут на более позднее время. А уж альтернативы оптическим накопителям вообще пророчат долгую жизнь. Сегмент где они правят – потребительская электроника, видео – развивается по другому вектору.

Транзистору — 60 лет!
В уходящем году праздновлся зниманательный юбилей – 60 лет назад Bell Labs выпустила первый транзистор.
Первые патенты на принцип работы полевых транзисторов были зарегистрированы в Германии 1928 на имя Юлий Эдгар Лилиенфелд. В 1934 немецкий физик Оскар Хейл запатентовал полевой транзистор. Полевые транзисторы (в частности, МОП-транзисторы) основаны на простом электростатическом эффекте поля, по физике они существенно проще биполярных транзисторов, и поэтому они придуманы и запатентованы задолго до биполярных. Тем не менее, первый МОП-транзистор был изготовлен позже биполярного транзистора в 1960 году. Только 90-х годах прошлого века МОП-технология стала доминировать над биполярной.
В 1947 Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн в лабораториях Bell Labs впервые создали действующий биполярный транзистор, продемонстрированный 16 декабря. 23 декабря состоялось официальное представление изобретения и именно эта дата считается днём открытия транзистора. В 1956 году они были награждены Нобелевской премией по физике «за исследования полупроводников и открытие транзисторного эффекта». Впоследствии Джон Бардин стал единственным за всю историю «нобелевки» дважды лауреатом в одной и той же номинации: вторая премия в области физики была присуждена ему в 1972 году за создание теории сверхпроводимости.
Ну а само название – «транзистор» – придумал их коллега Джон Пирс. В мае 1948 года он победил во внутреннем конкурсе, организованном среди сотрудников лаборатории, на самое удачное название изобретения, которому на тот момент исполнилось всего несколько месяцев. Слово «transistor» образовано путем соединения двух терминов: «transconductance» (активная межэлектродная проводимость) и «variable resistor» или «varistor» (переменное сопротивление, варистор).
Чтобы максимально ускорить популяризацию транзисторов, в научно-исследовательском центре Bell Labs было принято решение продать лицензию на транзисторные технологии. Лицензию стоимостью 25000 долларов США приобрели двадцать шесть компаний. Однако для коммерческого успеха транзисторных технологий нужно было привлечь внимание массовой аудитории. Это стало возможным благодаря транзисторным радиоприемникам. Первая модель такого устройства, содержавшая четыре транзистора, была представлена в октябре 1954 года.
В 1958 году Джек Килби из компании Texas Instruments и Роберт Нойс из компании Fairchild Semiconductor, ставший впоследствии одним из отцов-основателей корпорации Intel, изобрели способ объединения большого числа полупроводниковых транзисторов в одну интегральную схему, или микросхему. Это был гигантский шаг вперед – ведь прежде отдельные компоненты электрической схемы приходилось соединять вручную.
У микросхем было два преимущества: более низкая стоимость и более высокая производительность. Оба преимущества явились следствием миниатюризации, которая обеспечивала экспоненциальное сокращение размеров устройств и необычайную динамичность производственного процесса. Гордон Мур , который в 1968 году вместе с Нойсом основал Intel, в одной из журнальных статей сформулировал прогноз, опубликованный в 1965 году и получивший название «закон Мура». Согласно этому закону число транзисторов в микросхеме должно было удваиваться каждые полтора-два года, что в свою очередь обеспечивало бы повышение вычислительной мощности и снижение конечной стоимости продукта при его массовом производстве. Возможность размещения множества компактных элементов на поверхности малого размера оказалась решающим фактором для успешного продвижения микросхем.
Производителям микросхем удается поддерживать этот экспоненциальный рост плотности размещения транзисторов в микросхеме на протяжении десятков лет. Первый компьютерный микропроцессор корпорации Intel 4004, выпущенный в 1971 году, содержал 2300 транзисторов. В 1989 году в процессоре Intel 486 их было уже 1 200 000, а в 2000 году процессор Intel Pentium 4 преодолел рубеж в 42 миллиона. Четырехъядерный процессор Intel Core 2 Extreme, созданный на базе 45-нанометровой производственной технологии, содержит уже 820 миллионов транзисторов.
И хотя в настоящее время толщина изолирующего слоя между затвором транзистора и его каналом достигла атомарного уровня, Гордон Мур заявил, что у закона его имени есть все шансы оставаться в силе еще как минимум лет 10-15, но затем могут возникнуть новые фундаментальные барьеры на пути его реализации.


Comments are closed.

Tag Cloud